МКДОУ №2

Адрес: Иркутская область, г. Свирск, ул. Ангарская, д. 2,
Телефон: 8(39573)2-17-03
Эл. почта: mkdou2svirsk@yandex.ru

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 2"

665420, Иркутская область, г. Свирск, ул. Ангарская, д. 2,

Телефон

8(39573)2-17-03

Эл. почта mkdou2svirsk@yandex.ru

Дети, находящиеся в социально-опасном положении. Порядок действий

20 декабря 2018 г.

Ребенок, находящийся в социально-опасном положении. Порядок действий.

 

 

 

Семья начинается с детей. 

                                А.И.Герцен

 

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.

В настоящее же время увеличилось количество семьей переживающих кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными.

А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, приводит к ухудшению положения детей в таких семьях. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание психолого-педагогической помощи семьям, оказавшимся в социально опасном положении и детям из этих семей.

                   Семья, находящаяся в социально опасном положении

         Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

         Основными критериями при определении семей этой категории являются:

  • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
  • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество);
  • жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
  • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с детским садом, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
  • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

  • конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
  • аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений;
  • педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям;
  • асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

 

Семьи группы риска – это семьи, члены которой  уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны ОУ.

 

Важной составляющей взаимодействия между ОУ и семьей является профилактическая работа, которая направлена на развитие личности, сведение к минимуму воздействия факторов риска, возникновения девиантного поведения у дошкольника, преодоление стрессов, развитие уверенности, продуктивного взаимодействия с окружающими.

Все действия и профилактические мероприятия направлены на защиту прав и  законных интересов несовершеннолетних.

К таким мероприятиям относятся:

  • Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении (педагог-психолог, воспитатель, администрация).
  • Мероприятия по социальной адаптации ребенка, т.е. оказание помощи в процессе активного приспособления ребенка, находящегося в социально опасном положении, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, к новым условиям при изменении социального статуса.

 

Этапы работы с семьёй,

находящейся в социально опасном положении

1 этап

Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. В начале каждого учебного года воспитатель на основе полученной анкеты от родителей составляет социальный паспорт группы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным вниманием педагога-психолога.

2 этап

     Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями (законными представителями), рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет. На этом этапе происходит взаимодействие с различными службами и организациями:

  • органы социальной защиты населения;
  • отдел образования;
  • амбулатория, детская поликлиника;

В профилактической работе применяется широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи, с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью воспитанников   индивидуальные беседы и консультации, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, лекции, семинары, практикумы для родителей.

 

         Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся  в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, мы считаем, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, беседы, оказание психолого-педагогической помощи. Для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным.